Несколько дней до вылета были особенно волнительными. Как-то до конца не верилось, что уже через несколько дней мы из мерзкого лондонского января переместимся в жаркий бразильский июль.
От этого волнения совсем не собирался чемодан. День вылета выпадал на понедельник, потому были целые выходные для того, чтобы собраться, отдохнуть в понедельник, проснуться как обычно в 7.30, чтобы не спеша выехать из дома в 8.30, как на работу, чтобы в 11.40, наконец, взлететь.
Вместо этого за два дня до вылета мы поехали в Брайтон по делам, да и просто погулять, а в воскресенье слонялись без дела до самого позднего вечера, когда не собирать чемодан уже было нельзя.
British Airways предоставили возможность сдать по два багажа на человека, и хотя и было желание сложить все без разбора в эти четыре двадцатитрехкилограммовых чемодана, жизнь его было краткой, поскольку не так много и не так долго я ходил в качалку перед вылетом (один раз… год назад).
В самолете нас разместили в той части, где на старте дают шампанское и после взлета продолжают обильно экипировать алкоголем на любой вкус. Потому время проходило в полете достаточно спокойно и умиротворенно. Я смотрел пару дурацких фильмов (дурацких даже для самолета), ни одну из трех книг, взятых с собой на борт, у меня даже не было желания открывать. На самом деле после выпитого бокала шампанского читать ну совсем не хочется.
Почему-то я ожидал 12-часовой перелет, но по факту приближаться к Рио мы начали уже после десяти с половиной часов полета. При приближении к городу, пилот объявил о повышенном трафике на подходе к аэропорту, и что нам придется поделать несколько кругов на протяжении 20 минут. «Без проблем, кэп!», подумал я, как при правом повороте нас неплохо так толкнуло. Поглядев в окно, я увидел десятки сверкающих молний в ночи (время прилета было около 21.00 местного времени) и густые облака. По таким сверкающим молниям и густым облакам с периодической тряской и провалами вниз мы кружили минут 20. Я очень не люблю летать, Аня, кажется тоже. Но бояться вдвоем хуже, потому мне нужно было улыбаться и делать вид, что я расслаблен. Станиславский бы поверил, так как выдавали меня только мокрые ладошки.
Но так или иначе, мы благополучно сели и уже скоро стояли у багажной ленты. Первый чемодан приехал быстро, второй минут через 25. Обычно они приезжают вместе, поэтому в эти 25 минут я начал в голове прикыдвать, на сколько мы попадаем, если чемодан не приезжает, но пока прикыдывал, вскоре он и показался.
В Рио работает Убер и об этом я знал заранее, но сил не было никаких разбираться с тем, куда он подъедет и где его лучше ждать, потому мы обратились в диспетчерскую такси в аэропорту, которая работает по фиксированным ценым и где можно оплатить картой. Такая поездка из аэропорта в район пляжа Копакабана стоила нам 110 реалов, что на самом деле немного по сравнению с Лондонским такси, особенно учитывая, что ехать километров, эдак, 25. Для информации – 1 фунт, это около 4 реалов (или реайсов – я так пока и не понял, как правильно называт местную валюту), то есть 110 реалов / реайсов — это около 23 фунтов.
В такси начал думать о том, что у меня нет местной валюты (да и не местной тоже) и до банкомата в аэропорту мы тоже не дошли. А думал я об этом в контексте культуры чаевых. Русские люди не любят платить чаевые, и я не исключение. Поэтому мне нравится «анти-чаевая» культура Японии и чужда американская культура типпинга. Но при этом чужую культуру надо уважать. Надо понимать, что в США, например, официантам по закону можно платить зарплату ниже минимального размера оплаты труда, регулируемого государством, поскольку чаевые составляют дополнительную часть зарплаты. Получается, что работодатель перекладывают обузу оплаты труда с себя на кошелек клиента. Дебилизм, но такова культура, и не дав кому-то на чай, вы уменьшаете его или ее зарплату.
В общем я не дал на чай таксисту, потому что нечего было. Поэтому первое, что я проверил в интернете, как только появился WiFi, это вопрос о чаевых, дабы понять, проклят ли я был тем самым таксистом. Выяснилось, что скорее всего нет, так как культура чаевых в Бразилии очень похожа на культуру чаевых в России и Великобритании – давать таксистам необязательно и они этого не ждут. Как обычно, 5-6 реалов ждут горничные и столько же швейцары, помогающие с багажом. Всегда в ресторанах и иногда в отелях включен 10%-й сервисный сбор, поверх которого докладывать ничего не надо.
Приехали в отель мы около 23.00 и после скорого чекина и приветственного напитка, довольно в скором времени мы спали, периодически просыпаясь ночью на борьбу с кондиционером.