Поездка в Рио: Морро-Дойз-Ирманс – 27 января 2017

Не знаю, есть ли какой-то смысл рассказывать о том, что и это утро началось с пробежки (на следующий день серия закончилась), но раз уж я начал… Все то же самое, только темп ухудшился на 2 секунды, а бежалось еще труднее. С одной стороны, казалось бы, акклиматизировавшись в Рио и размявшись в предыдущие два дня я должен был бегать бодрячком, с другой стороны, с каждым днем бегалось все труднее.

Потому вдвойне приятно было, когда после утреннего самомучения в арктическом лобби нашего отеля его внимательный персонал, оценив наш внешний вид, предусмотрительно выдал нам воды, пока мы ждали лифта в номер. Хоть в Бразилии (или в Рио по крайней мере) не торопливое (местами) обслуживание, кариоки, как правило, очень стараются – официанты очень учтивые, вежливые, внимательные, и при этом не ждут от тебя чаевых поверх тех, что уже включены в счет! Колоссальное отличие от США, например. Более того, в дальнейшем несколько раз я еще столкнулсь с моментами, когда персонал просто не принимал мои чаевые – такое я видел только в Японии, когда таксист даже обиделся на мою фразу «сдачи не надо».

Говоря об утренней утомленности, выражение «поехал на отдых» не подходит к такому путешествию, поскольку никакого отдыха в нем нет – приходишь вечером в номер и от физической усталости моментально отключаешься. С другой стороны, наверное, эмоционально все-таки отдыхаешь, и может «поехать на отдых» означает все-таки не отдыхать физически телом, а отдыхать сознанием, забыв о погоде в Лондоне, о постоянно ломающемся бойлере, о каких-то постоянных неотложных делах на работе, о том, что постоянно что-то нужно для кого-то или для чего-то делать?

Котик кариока ничего не хочет делать

Котик кариока не любит утренние пробежки, Рио, Бразилия

Котик кариока не любит утренние пробежки

***

Как я говорил прежде, наш первый отель был забронирован на четыре ночи, но мы решили его не продлевать, а съехать в другой отель, расположенный совсем неподалеку, но на пару кварталов вдали от побережья. Его мы забронировали всего на два дня, в которые мы решили разобраться с нашими дальнейшими планами. Одним из вариантов нашего дальнейшего времяпрепровождения был выезд из центра Рио и заселение в небольшом отеле, откуда открывается живописный вид на Рио, и где можно провести пару дней, отдыхая именно физически. Так же мы оценили фотографии острова Ила Гранде, находящегося в 150км от Рио и славящегося своим эко-туризмом, и тоже решили непременно там побывать. Осталость только уложить в оставшиеся дня все наши остальные планы касательно посещения Игуасу и Флорианополиса, но об этом позже.

Но сегодня укладывать нужно было только чемоданы. Впрочем, мы особо их и не разбирали. Кстати, у нас с Аней абсолютно разные методики упаковки чемоданов – я всегда складываю одежду не сильно аккуратно в пластиковые застегивающиеся пакеты и кладу такие плотные пакеты кирпичиками. Аня кладет вещи более аккуратно, но без пакетов. Эту информацию можно забыть.

В Рио очень много таксистов. Вряд ли будет момент, когда вы посмотрите на дорогу в центральной зоне где-нибудь и не увидите желтое такси. Прям у отеля у нас тоже такси было полно, потому 1км до следующего отеля мы ехали на местном кэбе, а не на Убере. Читатель может задумается о рациональности поездки длиною в 1км на такси и вспомнит «Бриллиантовую руку», но тут несколько другие обстоятельства. С мелким криминалом на тот момент я еще не столкнулся, но уже тогда понимал, что туристы идущие с чемоданами по улице – это очень легкая нажива для грабежа, поскольку при них есть все, включая паспорта, карты, деньги, да и с багажом они неуклюжие и догонять не станут в случае чего. А если и станут, то оставят на месте чемодан, который может прихватить подельник.  Да и к тому же, на улице было очень жарко к 11 утра.

***

Мы заселились и, немного освоившись на новом месте, оценив спортзал и бассейн, в которых мы в итоге не побывали, решили отправиться на ту самую смотровую площадку, о которой нам рассказывали днем ранее, находяющуюся где-то на вершине фавелы Видигал. Как туда идти мы поняли еще двумя днями ранее, потому пошли пешком. План был подняться на эту обзорную площадку, откуда открывается хваленый панорамный вид на 360 градусов, а потом спуститься и пойти купаться на тот самый пляж для местных.

Только идти мы решили не вдоль пляжа, где открытое пространство и светит убийственное солнце, а по жилым кварталам центра, вдоль озера, где хоть как-то можно укрыться в тени. Примерно таков был наш планируемый маршрут:

Маршрут на день, Рио

Наш маршрут на день

В Лондоне я хожу на работу пешком. Это около 3км, и иной раз мне удается преодолеть это расстояние за 28 минут. Нарисованные на карте 6.9км пройти с таким темпом практически невозможно. Выходя на улицу и чуть увеличивая темп, начинаешь моментально утопать в собственном поту. Не даром молодые кариоки так часто (если не сказать «всегда») ходят с голым торсом и в шлепанцах. Интересно, что и рюкзак за спиной тоже промокает.

Поэтому мы шли не торопясь. Буквально через пару километров уже хотелось закопаться в снегу, но мы шли по улицам, где ничего не было, кроме очень приличных жилых домой вдоль парка, потому вскоре показвшаяся заправка Shell была для нас как блаженный оазис.

К тому моменту мы выучили одно полезно португальское слово – gelado, «джеладо», что означает лёд. Местные продавцы иногда не просто просто кричат «Аква, аква, аква!», а прибавлюят «Аква джеладо!». На заправке Аня пыталась купить ледяной кофе – «кафе джеладо». Когда ее не поняли, я повторил. Продавец смотрел на нас как на идиотов, поскольку не делают они айс кофе и по всем видимости первый раз слышат, что и такое бывает.

Было бы гораздо проще, если бы мы могли изъясняться на этом красивом мелодичном языке, или хотя бы они говорили по-английски, но в Бразилии с языками все сложно, наверное даже хуже чем в глубинках бывшего СССР. Нам помог выглядевший прилично мужчина, который спокойно попивал эспрессо. Он спросил на английском, что мы хотим, и, услышав, объяснил баристе. Тот лишь покачал головой. В итоге мы как и он тоже пили горячий эспрессо. Мне стало любопытно, откуда он такой приличный полиглот (по местным меркам) взялся на заправке, потому я как бы издали спросил его: «Обедаете?». Он ответил утвердительно, к тому же добавил, что работает он… (барабанная дробь)… угадайте кем… таксистом! Правда таксистом убера. Наша беседа не продлилась больше 5 минут, но за это время он узнал, куда мы направляемся, и очень сморщился, узнав что мы идем в одну из фавел. Он как и другие местные кариоки, не проживающие там, не особо стремятся туда ходить. Это понятно, ведь если вы живете в центре Питера, вряд ли вы будете стремиться посетить Ржевку на выходных; или Одинцово, если живете в Москве. Но у нас есть цель.

К этой цели мы медленно но в конце концов добрались. Вернее добрались мы собственно до той самой фавелы Видигал из которой двумя днями ранее ретировались, побоявшись привлечь на себя криминал. Сегодня же мы шли с распахнутыми крыльями и все нам было ни по чем, все страхи мы уже преодолели.

Поскольку фавелы расположены на склоне горы, мы решили не переутомлять себя подьемом вверх по жаре пешком, потому решили воспользоваться услугами мото такси. К тому же такой опыт был тоже очень интересен.

Стоянка мото такси, Видигал, Рио, Бразилия

Стоянка мото такси, Видигал

Мото такси работает только в фавелах и является основным и самым популяным транспортом у местных жителей. В иной раз можно увидеть очередь из местных жителей, стоящих в ожидании мото-поездки. Такое такси работает легально и регулируется, по крайней мере желтые жилетки водителей и наличие пассажирских шлемов создают такое впечатление.

Я, как человек проехавший в своей жизни когда-то несколько тысяч километров на мотоцикле, особо не переживал заранее. Но когда я сел пассажиром, и мы двинулись вдоль по узким улицам вверх, это было страшнее, чем прыжок с парашютом. Не шучу. Может быть во мне как раз и говорил мой инстинкт мотоциклиста и неконтролируемая паника, которая появилась, поскольку я понимал, что ситуация была не в моих руках. Но в какой-то момент я подумал, что такой маршрут они проделывают по сотне раз за день, потому и успокоился.

А страх первоначальный был из-за манеры вождения. Во-первых, мы впритык разъезжались со встречным и припаркованном на обочине транспортом. Во-вторых , водитель постоянно пытался объезжать какие-то кочки и лежачих полицейских по самому краю дороги так, что мне казалось, что мы вот-вот зацепим бордюр и грохнемся.

Аня ехала позади отдельным рейсом. Там она впервые услышала популярное в местных краях слово «tranquila», что означает спокойствие. Это слово употребляется в очень широком спектре контекстов и уже тоже вошло в мой словарь.

Поездка стоила 5 реалов с человека – копейки. Водители наши не говорили по-английски, потому мы объяснили что хотим ехать на «панорама». Вроде бы они поняли и высадили нас у какого-то места на самом верху фавелы. Там был какой-то местный популярный бар / ресторан с террасой, откуда действительно открывался панорамный вид на фавелу. Но это совершенно не то, что мы искали.

Мы просмотрели фотографии других пользователей Instagram и поняли, что нам надо в место под названием Morro Dois Irmaos. На тот момент мы не знали, что это название горы, о которой я говорил прежде. Мы предполагали, что это название какой-то обзорной площадки, до которой не сложно добраться.

Поспрашивав пару местных жителей, как нам попасть на эту площадку, мы узнали направление. Сначала это была очень крутая и узкая тропинка в гору, и мы подумали, что наверное вот-вот придем. Но мы все не приходили никуда. Мы двигались по крутой тропинке минут 30, изливаясь потом. Если бы мы знали заранее, что нас ожидает, то хотя бы морально подготовились, а так же запаслись водой, да и шли бы в другой одежде. Но мы не знали ничего, потому «сюрприз» в виде предстоящего подъема на 533м вверх застал нас врасплох. Да и к началу подъема нами и так уже с утра было пройдено больше 10км. С другой стороны нам повезло, что в дорогу с утра мы отправились в кроссовках, а не шлепанцах.

Тропа на Морро Доис Ирмаос

Тропа на Морро-Дойз-Ирманс

Через около полчаса из ниоткуда появилась палатка, в которой местный предприниматель, по другому его не назовешь, продавал ледяные напитки. Реально вот так в почти в лесу сам по себе. Выпив пару бутылок воды и Gatorade, немного сил прибавилось. Но узнав, что идти еще столько же, они куда-то пропали. На самом деле пишу сейчас и думаю – какая ерунда и мелочь, часик подняться наверх по тропе. И наверное да, с одной стороны. С другой стороны, когда к этому не готов морально, не имея воды, первоначально ожидая что мы доедем до верха на мото такси, кажется что это тропа по аду.

Но мы шли и потихоньку подбирались к цели.

Подъема на Морро Доис Ирмаос. Справа фавела Росинья.

Подъема на Морро-Дойс-Ирманс. Справа фавела Росинья.

И уже совсем вскоре мы сами того не ожидая были на верхушке знаменитой горы, которая постоянно появляется на открытках Рио, на фоне которой закат любили демонстрировать в бразильских сериалах. Помните Антонио Фагундэса и Сузану Виейру? Эти имена из титров я запомню навсегда. Кстати, Сузана живет на Ипанеме.

Закат на Ипанеме

Мы даже не знали и не задумывались прежде, что «Morro» означает гора, потому и думали, что идем на какую-то обзорную площадку.

Помимо нас наверху было около 10 человек, которые по очереди приходили, фотографировались, и особо не задерживаясь уходили. Только одна парочка минут 15 сидел на краю и портила самый живописный вид. Я даже подумывал их столкнуть. Шутка.

По тропе нас никто не обгонял, зато мы обгоняли несколько медленных групп, за что расплачивались тем, что наверное полчаса пытались остыть на вершине, но и это не помогло. По прошествии 30 минут я все равно был красный как рак на фото.

На вершине Морро-Дойз-Ирманс

На вершине Морро-Дойз-Ирманс. Сижу не я.

Чтобы было понятно, на фото выше слева гора Корковадо, и, если приглядеться, то можно увидеть статую Христа Освободителя. Справа вид на районы Ипанема и Леблон; за мысом будет Копакабана, но этого не видно. В середине озеро. С левого края – самый престижный район города, Гавеа. А вообще обратите внимание, насколько красивый у этого города ландшафт? Не возможно не влюбиться в это сочетание гор необычных форм, синего моря, да еще и озера в центре города!

Так можно было бы сидеть вечно и до заката, но мы хотели идти дальше, дабы поймать шанс окунуться в море. Было около 5 часов вечера. Хотя можно было бы остаться и до заката, и сделать вот такие снимки (фото не мое), но обратно идти пришлось бы по неосвещенной тропе.

На вершине Морро-Дойз-Ирманс ночью

Идти вниз всегда легче, потому на обратном пути мы решили спуститься до самого низа фавела без мото такси, что мы сделали довольно-таки быстро. На пути вниз я сделал свой любимый кадр за всю поездку.

Бравые парни фавелы Видигал

Бравые парни фавелы Видигал с Аней

Собака не постановочная, она просто удачно проходила мимо. На самом деле парней мы тоже сначала прошли мимо, и я даже не обратил на них внимания. А спустя сотню метров Аня выразила вслух сожаление, что у нее не хватило смелости попросить у них сделать с ними фото. Я настоял на том, чтобы мы вернулись, чтобы таких сожалений не было и уже через пару минут кадры были готовы. Хорошо, когда рядом есть кто-то, кто толкает тебя вперед к твоим желаниям!

Пока спускались вниз, желания попасть на пляж не уменьшилось, но уменьшилось количество солнца – находясь прямо под горой, пляж под фавелой Видигал оболакивает тень уже в шестом часу вечера.

Морро-Дойз-Ирманс

К тому же, захотелось есть.  И пока мы спускаясь вниз рассуждали, где мы будем ужинать, перед нами образовалась небольшая забегаловка Chez Yoyo почти в самом низу фавелы, где мы и решили перекусить (https://www.tripadvisor.co.uk/Restaurant_Review-g303506-d8819040-Reviews-Chez_Yoyo-Rio_de_Janeiro_State_of_Rio_de_Janeiro.html).

Не смотря на то, что это было в не самой туристической части фавелы, это место запомнилось внимательностью официанта, дружелюбностью владелицы и их прекрасным английским! Более того, еда была бесподобной, хоть и очень дешевой. Осьминог был великолепен!

В рядом стоящем гараже, правда, какой-то идиот из распылителя красил машину, но даже запах и частички краски не могли испортить нам аппетит. Хозяйка качала головой и искренне извинялась за такое поведение ее соседа.

Кариока красит машину, Рио, Бразилия

Кариока красит машину, мешая нам ужинать

После плотного ужина мы отправились пешком назад. Да, расстояния в 1км мы ездим на такси, а расстояния в 23км мы ходим пешком!