Поездка в Рио: Ила Гранде — 1 февраля 2017

Днем ранее нами было решено, что мы непременно отправимся на Ила Гранде, но не было ничего забронировано, так же как и не был организован наш транспорт туда. Чтобы вы понимали, где находится Ила Гранде:

Карта Рио, Бразилия

От Рио до Ила Гранде около 150км по прямой

До острова не добраться на машине, поскольку автотранспорта на нем нет, но относительно регулярно работают пассажирские паромы. От центральной части Рио до места посадки на паром около 150км. Понятно, что такую дистанцию на убере не проедешь. Потому перед нами встал вопрос – как мы дотуда доберемся?

Вторым вопросом и, пожалуй, более легким был вопрос нашего багажа. У нас на двоих было чемоданов на 50кг в дополнение к ручной глади. Брать все это на остров, где цивилизация еще не успела (и, надеюсь, никогда не успеет) положить асфальт было бы не разумно. Но, как вы, возможно, помните, в эти дни мы проживали в месте, где было позволено все, в том числе и оставление своего багажа. Даниэл предложил, чтобы мы оставили чемоданы в комнате по выселении, а они их отнесут куда-то, где они могут спокойно храниться, пока мы их не заберем. Лучшего варианта было не найти! Единственным минусом было то, что на обратном пути, естественно, нам нужно было бы заехать за чемоданами, но при этом нам не обязательно снова было оставаться и проводить ночь в этом месте.

Другим бонусом было то, что нам сказали, что выселяться мы можем во столько, во сколько захотим, поскольку все равно никто не заселяется в наш номер в этот день! Это здорово, но, когда я сейчас задумываюсь об этом, — это разумно, так должно быть везде и всегда. Именно таким образом зарабатывается лоялность и приобретается такой ярлык как «сервис высочайшего качества». О моем понимании сервиса я расскажу двумя или тремя постами позже.

С вопросом нашей транспортировки я начал разбираться за завтраком первого февральского дня. На помощь пришёл Google, ну и, естественно, TripAdvisor. Путем скитаний по нескольким сайтам я забрел на южноамериканский транспортный сервис под названием Green Toad Bus. Сервис работает почти как Sky Scanner или Aviasales, с разницей лишь в том, что он для автобусов, и что автобусы, кажется, организовываются самой компанией владельцем сайта. Вы указываете желаемый отправной пункт и конечный пункт, а сайт дает цену проезда и расписание – очень удобно.

Green Toad Bus

Интерфейс Green Toad Bus

Таким образом мы нашли транспорт до Ила Гранде по цене в 80 долларов США с человек в оба конца из центральной части Рио-де-Жанейро. Нашей дополнительной проблемой было то, что мы не были в центральной части Рио, а значит, туда нам надо было специально для этого добираться на такси. Более того, у сервиса нет четкого расписания, поскольку минивэн собирает людей по отелям Рио. Потому, мы могли только рассчитывать на то, что нас заберут в любое время в двухчасовом промежутке.

Днем ранее Даниэл посоветовал обратиться за помощью к Дуде – его коллеге, который работает утренние смены несколько дней в неделю, в том числе и в день нашего отъезда. Дуда – человек, который решает вопросы, и много кого или чего знает. Естественно, я спросил Дуду о методе транспортировки, на что он недолго думая тут же назвала цену, и сказал, что его приятель, бывший полицейский заберет нас с виллы, потом встретит, вернет за чемоданами и отвезет еще куда будет необходимо по Рио. Он назвал цену, которая была примерно в два раза выше, чем Green Toad Bus.

Дуда – продавец от Бога. Я ему сказал, что мне надо обдумать, но через минут 15, пока я еще завтракал, он заявил: «Ну что, я все сделал, в 3.30 за вами заедут, а пока не беспокойтесь, отдыхайте». Это был значительный аргумент, и вместо раздумывания я просто получил готовый ответ. На самом деле, учитывая все такси и лишние движения, которые нужно было бы сделать решись мы поехать на минивэне, цены не так кардинально отличались. Это я успокаиваю себя сейчас.

***

Своей решительностью и настойчивостью Дуда напомнил мне моего коллегу, босса из параллельного отдела Ричарда. С Ричардом у меня сложились относительно дружеские отношения (насколько они могут быть дружескими между боссом и подчиненным, русским и англичанином с 23-летней разницей в возрасте). Иногда я прихожу к Ричарду с какими-то идеями и мыслями, находящимися где-то глубоко на стадии разработки в моей голове. То есть, предположим, у меня в голове появляется мысль, а-ля: «А что, если мы начнем предлагать «это» нашим коллегам, а так же, потенциально, корпорациям и исполнительным органам на африканском континенте?».

В глубине души ожидая, что сейчас у нас будет дискуссия, и мы оба закончим ее на стадии «да, давай на досуге об этом подумаем», я слышу: «Я сейчас наберу Майкла из Института … … , объясни ему идею». И так все это заканчивается на том, что я иду и делаю презентацию и начинаю работать над проектом. Ричард – человек, который двигает процессы, убеждается, что концепты превращаются в проекты. Он не любит просто говорить и рассуждать, он делает. Лучшим его методом, как мне кажется, является «звонок другу». Я у него многому учусь, хотя он и не мой босс.

Дуда своим стремлением двигать процессы напомнил мне Ричарда.

***

Вопрос транспорта был решен, а пока нам оставалось насладиться последними часами в этом раю, из которого так не хотелось уезжать. За завтраком меня посещала мысль: «А может еще на денёк?», но разум говорил, что не стоит, в первую очередь из-за того, что слишком комфортно в этом раю, что за его пределы выходить не хочется. А мы не для этого приехали сюда.

Тем не менее, последние моменты были грустными.

Не хочется уезжать

Не хочется уезжать. Шлепанцы выражают несогласие с отъездом.

Грустняшка, Рио, Бразилия

Грустняшка

Ring for sex, Rio, Brazil, Рио, Бразилия

Таким звоночком мы вызывали немогочисленный персонал, когда что-то требовалось

***

Водитель приехал вовремя. Вернее даже раньше. Не люблю, когда такси приезжает раньше. Иной раз, заказываешь такси в аэропорт на 6 утра, а будильник ставишь на 5.15, чтобы успеть сходить в душ, позавтракать и закрыть багаж. А в 5.40 уже поступает звонок от таксиста, что он уже приехал. И мало того, что ты еще толком не проснулся, поскольку будильник «снузил» два раза по девять минут, так еще этот ожидающий таксист теперь вынуждает шевелиться быстрее. Когда выходишь из дома в 6.00, как и было назначено, прям хочется извиниться перед ним, мол, извини, что задержался. Но это он приехал раньше срока! В общем, надо мне пересмотреть свой подход к преждевременно приезжающим таксистам.

Мы сели в небольшой черный Шевроле, багажник которого не был рассчитан на два чемодана, потому один чемодан ехал на пассажирском сидении спереди. Водитель был улыбчивый, и поскольку я уже знал, что он бывший полицейский, то в голове представлял его в форме и с пистолетом, как он борется с организованной преступностью. Наивный я тогда еще не осознавал, что полицейские в этой стране, или по крайней мере в этом городе, иногда более грязные, чем бандиты. Посмотрите фильм «Элитный Отряд», особенно его вторую часть.

Но он вызывал доверие, почему-то. На заднем сидении дверь изнутри открыть было невозможно, что на самом деле немного жутковато. Но он показал на телефоне фото своих дочерей и объяснил, что поставил такую защиту. А вообще, порой кажется, что с первых секунд общения, или же контакта глазами, можно понять, стоит ли доверять человеку или нет.

В машине было прохладно. Кондиционер работал на минимальной температуре и на максимальном обдуве, что было приятно первоначально. Но в какой-то момент мне показалось, что скоро у меня будет гангрена на руках. Хорошо, что к тому моменту мы уже заканчивали свою поездку.

Был позже похожий случай с таксистом, когда мы сели в очень сильно обдуваемый автомобиль – там было как в холодильнике. В какой-то момент я увидел, что водитель на светофорах растирает руки от плеча до локтя, а еще чуть позже спросил нас: «Как вам температура, нормально?». Аня ответила: «Да», думая, что он просит разрешения сделать похолоднее. Я заметил его погрустневшее на миг лицо, потому тут же добавил, что можно сделать и потеплее. С тех пор он ехал с улыбкой на лице. Видимо, он думал, что туристы любят холодильник в машине.

***

Дуда сказал, что последний паром отправляется на Ила Гранде из городка под названием Мангаратиба в 17.30. Паром стоит около 15 реалов в один конец с человека и идет около полутора часов. За такое время в пути 15 реалов – сущие копейки. Даже как-то несправедливо, что шофер стоит в 10 раз дороже.

В место паромной переправы мы прибыли заранее, примерно в 17.10.

Мангаратиба, Рио-де-Жанейро, паром на Ила Гранде

Мангаратиба. Кассы закрыты.

Наш водитель дал нам понять, что не просто высадит нас, а пойдет и поможет нам приобрести билеты. Очень было здорово с его стороны!

Мы пошли на пирс и обнаружили, что касса закрыта. Девушки в работающих рядом магазинах сказали, что билеты не купить ни у них ни на самом пароме, и что мы вообще опоздали. Вот так засада! Представляю, как было бы неприятно, если бы нашего водителя рядом не было! Он еще долго что-то по-португальски выяснял, а потом набрал Дуду и дал мне трубку. А что Дуда? – Дуда решает вопросы. Он попросил не беспокоиться и сказал, что есть другой паром в другом месте.

Наш водитель решительным шагом направился к машине и с решительной скоростью с многократным пересечением сплошной линии мы ехали в другой пункт отправки парома еще 27км. В новой точке отплытия мы были в 17.50.

Там нас встретили местные товарищи, которые, кажется, продавали билеты на паром. Они ни слова не говори по-английски, как и наш водитель, но общались между собой и качали головами. «Все, приплыли», думали мы. Дабы объяснить ситуацию, наш водитель открыл переводчик от Google и начал писать по-португальски. Медленно показывались слова и первое предложение, смысл которого был, что паром будет в 18.00. Но…

Еще минуту мы ждали, пока он напишет нам это грустное «но», которым оказалась цена на паром – не 15 реалов, а 35! Он сомневался, поедем ли мы за такую цену или нет. Господи, чувак, конечно! Мы заплатил тысячу с лишним, чтобы на машине туда доехать, и вообще вариантов других уже не было.

Переживая, что сейчас мы не успеем на паром на Ила Гранде, я быстро достал деньги, оформил два билета туда-обратно с открытой датой, и пошел в сторону парома. Мы очень переживали, что не успеем и шевелили всех действующих лиц, поражаясь, что в 17.58 они особо никуда не торопятся. Но здесь не Швейцария и даже не Англия – без нас паром не уехал бы. Ребята с берега набрали бы рулевого на пароме и попросили бы притормозить. Когда мы сели в эту 50-местную пассажирскую лодку в 18.02, в ней уже почти не было мест. Но мы еще сидели в ней до 18.15, ожидая опаздунов. Все это напоминало маршрутки из моего детства, которые стояли на конечной (или на стартовой) остановке и не трогались, пока маршрутка не заполнится людьми.

***

Паром был более дорогим, чем тот, на который мы должны были попасть в 17.30, но зато занял менее 45 минут по времени, так что оправданно имел более высокую цену. Правда, находился он на 27км дальше от Рио.

Про Ила Гранде мы не знали тогда еще вообще ничего кроме того, что он довольно большой, и что там нет транспорта. Но когда я бронировал наш отель, вернее «пусаду»  (см. ниже), то видел, что она недалеко от места прибытия парома в городе Абрау. В момент нашего прибытия в 300м от Ила Гранде стоял огромный итальянский круизный лайнер, несколько тысяч пассажиров которого ждали на пирсе острова очереди на посадку на транспорт до этого самого лайнера. Но даже если убрать всех этих людей, было понятно, насколько на острове кипит туристическая жизнь.

В туристическом бюро, расположенном сразу у пирса, нам объяснили как идти до пусады – не более 3 минут. И мы отправились на заселение.

Улицы Абрау на Ила Гранде, Бразилия

Улицы Абрау на Ила Гранде. Все для туристов.

Пять лет назад здесь еще нигда не принимали карты!

Улицы Абрау, Ила Гранде, Бразилия

Вечерняя улицы у пусады

Bullshit. Ilha Grande, Brazil

Четверной bullshit

По таким улочкам, к вечеру наполненным туристами, ресторанными зазывалами и местными жителями, вскоре мы добрались до нашей пусады.

Спасибо Дуде. Если нужен контакт человека, который решает вопросы в Рио – дайте знать.

***

Я тут пытался перевести португальское слово «пусада», которое не меняется и в английском языке, и обнаружил, что у него есть точный перевод. Пусада – это корчма. Всем понятно? Ну корчма, это же самое, что и шинок! Так понятнее?

Вот и мне понятно не было, потому помогла википедия. «Корчма́, шино́к — питейный дом, неоткупной, с вольной продажей, иногда постоялый двор, с продажей крепких напитков. Исторически названия корчма и шинок употреблялись в Польше, Украине, Белоруссии. В Русском государстве аналогом был кабак.

Содержание шинков называли шинкарством, занимались продажей напитков шинкарь и шинкарка.»

Конечно, мы не приехали жить в кабак или питейное заведение. На Ила Гранде просто нет отелей, практически, в традиционном понимании. Есть только домики по типу тех, что в России называют «частный сектор». Аня сказала, что наша пусада напомнила ей детство в Крыму. Но разница лишь в том, насколько здесь было прилично – максимальная чистота и ухоженность, вежливость и искренняя неевропейская улыбка. А так же, работающий кондиционер.

То есть, может само по себе проживание очень простое, но в нем не было ни малейшего изъяна. Иной раз заселяешься в «простое» место, а там желтые простыни и насекомые, а здесь простота, но максимальный комфорт. Выбрать именно эту пусаду среди десятков других в почти одинаковых ценовых категориях помог снова TripAdvisor.

Пусада на Ила Гранде, Бразилия

Садик в нашей пусаде на Ила Гранде. Все чистенько и ухожено и дешево.

На фото наша пусада. У каждого домика свой вход.

Сильно бросившимся в глаза контрастом после нашего предыдущего проживания явилась куча правил, которые надо соблюдать. Например:

• Пульты от телевизора, ТВ-приставки и кондиционера выдаются по заселению. По выселению их надо вернуть назад.
  • Ключ от сейфа выдается бесплатно, но его нужно сдать и нельзя терять. Иначе – штраф.
  • По выходе из комнаты нужно выключить свет и кондиционер.
  • Гостей в пусаду не звать.
  • Пластины от комаров в комнате не жечь.

И тд. Несколько пугающе, но ничего невыполнимого.

***

Пока мы заселились и расположились, наступил вечер, и мы проголодались. Когда шли с парома, где-то учуяли запах шашлыка, который на тот момент казался божественным. Сделав пару кругов по улицам в поисках места, где пахло бы одинаково хорошо, мы вернулись к первоначальному месту – модной, даже (или особенно) по лондонским меркам кебабной – Kebab Lounge (https://www.tripadvisor.co.uk/Restaurant_Review-g303497-d4074653-Reviews-Kebab_Lounge-Ilha_Grande_State_of_Rio_de_Janeiro.html). TripAdvisor не сильно высоко его ценит, 24 из 63 на Ила Гранде, но все негативные отзывы связаны, в основном, с медленным обслуживанием и грубостью персонала. И то и другое нас избежало. Зато, пожалуй, на этом острове я ел самый вкусный кебаб под очень крутую музыкальную подборку.

Kebab Lounge, Ила Гранде

Kebab Lounge — мы сюда еще три раза зайдем

На ужине и кайпиринье закончился наш день. Узнать больше об Ила Гранде нам предстояло днем позже.