Поездка в Рио: Ила-Гранде 2 Февраля 2017

Завтрак в пусаде начинается в 7 утра – идеальное время для первого приема пищи и начала нового дня на Ила-Гранде. Завтрак наш был хоть относительно скромным и простым, но достаточно сытным. И, пожалуй, надолго мне запомнится кислющий бодрящий вкус свежевыжатого сока из маракуйи. Бразильцы в него добавляют заменитель сахара, но я же не бразилец.

Zero-Cal

Zero-Cal. Он тут везде.

Вообще, заменитель сахара в Бразилии очень распространен. Более того, я бы даже сказал, что практически в каждой забегаловке на столе стоит жидкий заменитель сахара одного и того же производителя.

После завтрака основной нашей задачей являлось решение вопроса о том, чем мы будем заниматься в этот день. Судя по нашей тогда не очень полной информации, на Ила-Гранде очень много замечательных пляжей и бухт, но транспорта на Ила-Грандре нет. Передвигаться по острову можно либо пешком, либо на лодке вокруг. Не имея огромного желания в первый же день пребывания на острове сесть снова сесть в водный транспорт, мы решили устроить пешую прогулку. Благо на Ила-Гранде очень много пеших троп, как можно увидеть на следующей картинке.

Карта Ила-Гранде с тропинками по номерамю

Из всего этого разнообразия маршрутов нам было трудно без помощи выбрать один стоящий, потому пришлось прибегнуть к помощи девушки за регистрационным столом. Она посоветовала нам два маршрута – либо Т14 от Абрау до Дойс Риош, либо Т11 до Лопес  Мендеш. Т14 выглядел как более интересный маршрут (все-таки идти нужно совсем на другую сторону острова), потому мы отправились туда. Девушка обещала нам 7-8км прогулки и около двух часов пешего хода в каждую сторону – то, что доктор прописал бы после трех дней «ничегонеделания» на вилле.

С утра мы немного послонялись по небольшому городу Абрау, поняли, что смотреть в нем особо нечего, и, запасшись водой, двинули по тропе. Найти ее не составляло труда, поскольку тропа оказалась не тропой, а настоящей дорогой. Более того, она вся есть на Google Maps с изображениями, так что при желании ее можно пройти даже виртуально. Далее следуюет несколько скриншотов.

По пути на Дойс Риош, Ила-Гранде

Дорогая — шоссе!

Одна четверть пути позади.

И так весь путь. Причем видно, что за дорогой ухаживают несмотря на официальное отсутствие дорожного транспорта. Например, кочки закладывают каким-то битым красным кирпичом, а края дороги на некоторых участках даже очищают от растений и бамбука, делая магистраль шире. Для чего – нам не было ясно.

Идти по такой дороге сплошное удовольствие, если температура воздуха не настолько высока.

Идти становилось труднее, но в какой-то момент на отметке в 4.5км по данным айфона мы дошли до точки, после которой дорога начала свой путь вниз. До этого же мы шли все время в горку, наблюдая за несколькими несчастными велосипедистами, которые не могли по битым кирпичам ехать в гору и везли арендованные велосипеды рядом с собой. Самая высокая отметка на нашем пути была на высоте 340м над уровнем море.

Самая же высокая точка Ила-Гранде находится на вершине горы Пико да Педра Д’Агуа, высота которой составляет 1,031м. Эту гору видно на первом фото дороги выше. Туда у нас тоже был план подняться. Проблема только в том, что подъем туда более крутой и занимает большее количество времени, а еще ведь спуск… Таким образом, пришлось бы жертвовать целым днем на острове, чтобы поднять на пик и не иметь возможности побывать у одной из красивых лагун. Такая вот дилемма.

Так или иначе, пока что мы шли к заданной с утра цели – Доиш Риош, что переводится как «две реки». После двух часов пути мы окончательно спустились и, почувствовав близость моря, приблизились к каким-то заброшенным постройкам, напоминавшим какой-то брошенный советский колхоз или лагерь – длинные белые здания, явно не жилые. При спуске нас кликнул какой-то человек в форме и позвал в свою небольшую лачугу, чтобы мы расписались и оставили свои данные – без проблем, босс!

В хибаре охранник просит имя, Ила-Гранде

Здания бывшей тюрьмы Кандидо Мендеш, Ила-Гранде

Здания бывшей тюрьмы Кандидо Мендеш

У зданий стояли какие-то старые автомобили и достаточно новый автобус. Да и вообще видно было, что раньше здесь кипела жизнь, но и сейчас видно было, что все-таки какое-то движение на Ила-Гранде сохраняется, раз транспорт есть.

Пока мы шли, по дороге проехал автомобиль каких-то служб. Кажется, на нем были мигалки. Короче, с мигалками ездить можно!

Транспорт на Ила-Гранде

Транспорт на Ила-Гранде — машина не транспорт.

Не сильно обращая внимания на всю эту разруху, мы быстренько двинулись к пляжу, чтобы понять, ради чего мы шли 10.5км вместо обещанных нам восьми. К сожалению, солнца не было, как не было особо и людей на пляже. Это был, наверное, четырех или пятикилометровый пляж с очень мелкими и частыми волнами. Знаете, такие волны, которые катятся одна за другой и имеют высоту сантиметров в 30? Обычно они возникают в местах, где океанский бриз, но достаточно пологий берег и маленькая глубина не дают волнам развиваться. На следующем видео это хорошо видно.

Насколько мы впечатлились нашей прогулкой, настолько мы не впечатлились самим пляжем. Было здорово пройтись, но все же мы ожидали что-то вроде этого:

Ила-Гранде

Такое что-то мы ожидали.

Но не в этот раз. Перед тем, как мы отправились в наш поход, нас предупредили, что обратно морского транспорта не будет. Возможно, это отпугнуло бы кого-то, но не нас. С другой стороны, пугали зря, поскольку частные лодки стояли и предлагать услуги такси. Мы вежливо отказались.  Так мы и провели день, отправившись пешком назад.

Путь в одну стороны занял у нас около 2 часов, обратно же мы вернулись за 1:45, что еще раз подтвердило мою теорию, что назад идти всегда бодрее!

***

Благополучно вернувшись в Абрау после более чем двадцатикилометровой прогулки, единственное чего мы желали, так это еды. И не долго думая, мы отправились в знакомый нам уже Kebab Lounge.

После ужина, Аня отправилась на массаж. Я же будучи человеком, которому массаж доставляет скорее боль, чем удовольствие, отправился на небольшую прогулку по городу – охоту на кайпиринью, которая быстро закончилась вкусной добычей.

Страшный стул массажиста

Церковь в Абрау, Ила-Гранде

Вид на залив в Абрау, Ила-Гранде

Вид на залив в Абрау

В процессе прогулки и распития моего божественного коктейля (о, как я соскучился!), я решил зайти в пару местных контор, которые рекламируют и продают лодочные туры вдоль острова в самые злачные бухты. Обойдя их кругом, я понял, что они продают одни и те же маршруты, практически, за одинаковые цены. Потому выбирал я по принципу того, где мне больше понравятся зазывалы. Девушка в татуировках, похожая на европейку, внушила доверие, рассказав подробнее. Тур на лодке с 6-8 пассажирами с заездом в 5-6 бухт стоит всегда 110 реалов и длится 6 часов. Звучит здорово, но я ничего не бронировал, решив отталкиваться от погоды утром следующего дня.

В процессе болтовни, я рассказал девушке, где мы были в этот день. Она сказала, что Дойс Риош отличное место, в котором много истории, ведь там тюрьма заброшенная…

Стойте. Что? Тюрьма? Там? В тех самых заброшенных зданиях? О нет! Это что, была знаменитая тюрьма Кандиду Мендеш? Я, любитель истории криминала, чтива об устройстве тюрем, не мог поверить, что упустил шанс совершить прогулки по заброшенным камерам, дворику, коридорам, где зародилась и началась история группировка Comando Vermelho. Чтобы еще больше пожалеть об этом, я решил углубиться в историю этой тюрьмы. И острова в целом.

***

Остров был открыт португальцами в 1502 году и благодаря своими размерам получил имя Ила-Гранде, что в переводе с португальского означает «большой остров». Площадь Ила-Гранде составляет 193 квадратных километра.

Остров не представлял интереса для немедленной колонизации и долгое время оставался почти нетронутым цивилизацией,  многие годы служа убежищем для пиратов. Постепенно заселяющие Ила-Гранде бразильцы начали строить на нем фазенды, где выращивали бананы, сахарный тростник, сладкий картофель и кофе.

В целом остров заселялся и осваивался медленно, и ему удалось сохранить свою природу почти нетронутой. Как я уже говорил, на Ила-Гранде нет автомобилей, кроме служебных, и, как оказалось, единственная пригодная для передвижения на автомобиле дорога как раз та, по которой мы шли днем. В остальной части острова проложено около 150км троп.

На Ила-Гранде сейчас проживает около 5,000 человек, занятых, в основном, туризмом. До закрытия тюрьмы Кандидо Мендеш в 1994, многие из этих людей трудились в тюрьме, или так или иначе рассчитывали на рабский труд заключенных для возделывания своих фермерских угодий.

***

Тюрьма строгого режима Кандидо Мендеш была сооружена здесь в конце XIX века. Эдакий бразильский Алькатрас. Решение закрыть тюрьму в 1994 году было принято не просто так – тюрьма превратилась в настоящий ад. Пожалуй, в последнюю очередь из-за условий содержания, когда в камерах на восемь человек сидело до 30: в таких условиях, заключенные натягивали гамаки буквально друг над другом, в личные вещи подвешивали на веревках к потолку. Но в первую очередь, причиной являлся беспрецедентный уровень насилия.

Comando Vermelho имели абсолютную власть в тюрьме, и, кажется, даже охранники их боялись.

Не удивительно, что многие пытались из тюрьмы сбежать. Самая экзотическая попытка побега была предпринята Жозе Карлосом дос Рейш Энсиньей, более известным под кличкой Эксадинья, что буквально означает «стремянка». Будучи одним из основателей Comando Vermelho, он имел большую власть как в тюрьме, так и за ее пределами.

В 1985 году, в период времени, когда к заключенным на остров допускались посетители, к Эскадинье приехала жена, и вдвоем они отправились на прогулку по тюремному дворику. Вскоре на тюремный дворик спустился вертолет, куда сел Эскадинья с женой и улетел в неизвестном направлении. Да, это не побег из крестов!

Жозе Карлос дос Рейш Энсинья, он же Эскадинья

Позже выяснилось, что вертолет с пилотом были взяты в аренду подельниками Эксадиньи Пауло Роберто Моурой и Жозе Карлошем Грегорио, которые представились фотографами, а позже под страхом смерти приказал пилоту лететь в тюрьму.

Занимателен тот факт, что через год после побега Эскадинья был ранен и арестован после перестрелки с полицией. Его посадили в другую тюрьму, из которой в 1987 году он пытался сбежать таким же способом, однако тогда ничего не вышло, поскольку вертолет был обстрелян охраной и упал, убив пилота и нескольких захватчиков, включая Пауло Роберто Моуро.

***

На острове, совсем рядом с тюрьмой, живет последний заключенный тюрьмы Кандидо Мендеш. Хулио де Альмейда провел более 50 лет на острове, большую часть из которых в тюрьме. Теперь он живет по соседству со своим другом, бывшим охранником этой тюрьмы.

Хулио де Альмейда, Ила-Гранде

Хулио де Альмейда

83-летний Хулио попал в тюрьму в 1960, получив двухлетний срок за кражу. В одном из интервью, он рассказывал о буднях, начинавшихся с воя сирены в пять утра, продолжавшихся на полях до 12 часов дня. Иногда их рутина прерывалась, когда кто-то пытался сбежать – многие погибли в попытках. Но иногда некоторым удавалось.

Похож на простого местного фермера

Хулио тоже решил попробовать. Сымитировав боль в животе, он угодил в лазарет недалеко от Абрау. Не понимая в чем причина боли, врачи наблюдали за ним на протяжении нескольких дней. Из лазарета виднелось побережье материковой части Бразилии, глядя на которое Хулио еще больше думал о побеге. Об этом он даже сообщил одному из охранников, почему-то надеясь, что тот ему поможет. С этим охранником они сбегали и прежде, правда точкой назначения тогда были фазенды местных жителей, у которых те воровали фрукты — даже охранники не могли выносить еду, которую готовили в тюрьме.

В помощнике он не ошибся, и вместе с охранником был составлен план побега. Были учтены ошибки попытки прошлого побега, когда Хулио даже не удалось выбраться с острова. Были выучены расписание охраны, тропы, манеры поведения охраны.

Одной ночью, Хулио сбежал из лазарета. Пробираясь сквозь густые лианы и бамбук под свет звезд, Хулио добрался до пляжа Сако де Сеу, откуда украл небольшую лодку, до которой добрался до материка, а позже сел на поезд до Рио.

Его воспоминания о Рио мутны. Он помнит пляжи Фламенго и Копакабаны, где промышлял грабежами и убийствами еще будучи ребенком. Но в детали вдаваться отказывается. Его единственное оправдание – он делал это для того, что выжить.

Через четыре года после побега Хулио был арестован снова, но осужден более строго за преступления предыдущих лет  – на 28 лет заключения. Так он и вернулся в Кандидо Мендеш.

За время пребывания в тюрьме, Хулио подружился с администрацией, при этом сохранив отношения с коренными обитателями тюрьмы и наиболее агрессивными ее представителями. Хулио вспоминает, как в 1979 во время бунта члены Comando Vermelho зарезали восемь человек из противоборствующей группировки. Администрация тогда заставила Хулио хоронить трупы. А позже Хулио стал и тюремным поваром.

К началу 1990-х, климат террора, а так же нужда здания в ремонте, побудили власти пойти на ее закрытие. Охранников и заключенных распределили по другим тюрьмам. Хулио отпустили. Местные жители, жизнь которых зависела от тюрьмы плакали в момент ее закрытия.

Вот такая история.

Хулио де Альмейда, Ила-Гранде

В мире и гармонии с собой

Статьи о последнем заключенном и видео: