Поездка в Рио: Фавела — 26 января 2017

Утро началось с пробежки. Вообще, надо сказать, у нас сложились грандиозные планы по поводу того, насколько физически активную жизнь мы будем вести в Бразилии, и поглядев на кариок, спустившихся с ближайших фавел, мы грезили, что уедем из Рио в подобной им физической форме (и с близким цветом кожи). Потому как ни велик был соблазн ничего не делать, решение выйти на беговой фронт не подлежало сомнению.

Утренная пробежка по Копакабане

Не хочу повторять историю предыдущего дня о том, как я мечтал пробежать 6км, а по факту пробежал 3км. Все то же самое, с разницой лишь в том, что темп замедлился, и сил было гораздо меньше, потому несчастные 3км я плелся темпом в 5’09” за км. Но в этот раз я решил поправить свою положение окунанием в океан сразу после пробежки – это невероятное ощущение промокнув в собственном поту лечь на спину на поверхности соленой воды и дать телу остыть.

Как я и говорил прежде, молодые кариоки – спортивные люди. Тем не менее, и более взрослые не лежат дома на диване, а делают утренние коллективные зарядки, например.

Теперь вы понимаете, о чем я говорю, когда употребляю термин «счастливые люди»?

После пробежки был теплый душ (даже в жаре не переношу холодную воду) и завтрак, во время которого на коллективное обсуждение и голосование был вынесен вопрос плана времяпрепровождения на день. Мы понимали, что время идет, 3-й полный день, а из увиденного у нас пока только пляжи, хотя всем известно, что в Рио есть еще много известных достопримечательностей, таких, как, например, гора Корковадо со знаменитой Статуей Христа Искупителя, Гора Сахарная Голова, Лестница Селарона, Муниципиальный Театр и прочее. Повспоминав эти туристические горячие точки, мы как не самые рациональные (или наборот самые рациональные) туристы решили посетить местные фавелы. Термин «фавела» я употреблял в предыдущем посте, не объяснив, что это такое. В данном посте я заострю на нем особенное внимание, потому что ему был посвящен целый день.

Понятно, что после просмотра фильма «Города Бога» ни один здравомыслящий человек не захочет отправиться в какую-либо фавелу без дополнительной информации и местного сопровождения. Поэтому в Рио существуют и процветают «фавела-туры». В ходе такого тура, который длится около 4 часов, посещаются обычно две-три фавелы в сопровождении местного гида, который рассказываетт об истории возникновения фавел и проводит по живописным местам.

Такой тур мы забронировали на вторую половину дня, а первую его половину решили провести у бассейна попивая кайпиринью, читая гид от Monocle и получая легкий (или не очень) загар.

Вид с крыши на пляж Копакабана. Справа видна какая-то гадость в море.

Большинство отдыхающих в нашем отеле, да и вообще, как мне показалось, в Рио – бразильцы из других регионов. С семейной парой таких отдыхающих, а так же их 15-летней дочерью, мы завели диалог, точнее они сами завели с нами диалог, в ходе которого они рассказали нам о том, что в штате Рио-де-Жанейро стоит обязательно посетить остров Ила Гранде и курортный город Бузиос – мекку выходного дня для местных жителей. Мы их посвятили в свои планы посетить фавелы, что было встречено большим удивлением. Более того, они сами сказали, что никогда не суются в фавелы и вообще делать им там нечего. В дальнейшем мы поняли, что местные жители, имеющие средний доход или выше, обычно стараются избегать фавел, и что туристов там больше, чем местных жителей из других более благополучных районов. Но не побывать там было нельзя.

Во второй половине дня за нами в отель заехал минивэн, в котором уже было около 8 человек, и мы отправились в наш тур.

***

И так, что же такое фавела? Фавела – это такое растение, растущее преимущественно на холмистой местности разных регионов Бразилии, которое при прикосновении раздражает кожу.

В 1896-97 годах в северозападной части Бразилии, в штате Байя, произошел конфликт, вошедший в историю как Война Канудус, с одной стороны которого выступали власти Бразилии, а с другой около 30 тысяч повстанцев поселения Канудус, создавших своеобразную крестьянскую общину. Суть конфликта заключалась в том, что в Канудус на фоне каучуковой лихорадки стали стекаться торговцы и «поработители», а местные жители им противостояли, грабя их и не давай вести бизнес. Все это вылилось в кровавый конфликт, когда для наведения порядка и защиты прав бизнесменов вмешались власти и армия штатя Байя. Конфликт проходил в районах, где фавелы росли в изобилии, чем сильно досаждали всех его участников, в том числе и рядом с горой с одноименным названием. Для поднятия морали солдатам армии штата власти пообещали выдать земли в Рио-де-Жанейро.

Уничтожив 20 тысяч повстанцев и потеряв около 5 тысяч солдат, остатки армии массово эмигрировали в Рио-де-Жанейро, чтобы основаться на обещанных им землях. Только по пришествии в Рио они обнаружили, что их обманули и никаких земель им не выделили. Идти обратно им уже было некуда, потому они были вынуждены осесть в импровизированном поселении на горе Провиденсия, которая имея крутые склоны была иначе не пригодна для плановой застройки. Ветераны сравнивали эту гору с горой Фавела, у которой они сражались в Канудусе. Именно так они в итоге и назвали свое поселение. Из-за небольшой площади и крутизны склона, поселенцы вынуждены были строить дома буквально один на другом.

Рио рос быстро, и подобные поселения стали появляться на большинстве холмов города, где иначе было невозможно вести застройку. Плотность застройки была и остается очень высокой. Для сравнения: автономный регион Китайской Народной Республики Макау официально имеет статус региона с самой высокой плотностью населения в мире в расчете на квадратный километр  – около 20 тысяч. Росинья, самая большая фавела Рио-де-Жанейро, только по официальным данным имеет плотность населения в 48 тысяч человек на квадратный километр. По неофициальным и скорее всего более правдивым данным эта цифра составляет более 100 тысяч человек на квадратный километр.

Около 20% населения города, то есть более 1.5 миллиона человек проживают в фавелах, которых в этом городе около 1000.

Вид на фавела Росинья в высоты птичьего полета

Вид на фавелу Росинья с высоты птичьего полета

Именно Росинья была основной фавелой, которую мы посетили в первую очередь. Мы почему-то ждали каких-то ужасов и криминала, потому были искренне удивлены, когда на первой же остановке маршрута увидели, что в целом все спокойно — кругом обыкновенные люди, живущие своей жизнью, занятые своими делами.

Интересно, что эта самая большая фавела города граничит с самым элитным районом Гавеа, а самая дорогая частная Американская Школа, где месяц обучения стоит около 3 тысячи долларов, находится прямо на пороге фавелы. Вот он контраст!

На первой же остановке мы обратили внимания на скорую помощь и толпу зевак. Выяснилось, что какой-то кариока свалился с одного уровня фавелы вниз метров на 15. Вроде в тяжелом состоянии, но живой.

Фавела Росинья - упал с забора, медики подоспели

Фавела Росинья — кариока упал с забора (место съемки кадра), медики подоспели

Медики несут пострадавшего под взгляды зевак, фавела Росинья

Медики несут пострадавшего под взгляды зевак

Так мы ходили и ездили по разным уголкам этой фавелы, наблюдая за бурной жизнедеятельностью этого района.

Гид рассказала, что начиная с 2010 года полиция города усиленно занялась наведением порядка в фавелах, которые прежде жили по своим законам, и куда полицеские боялись показываться. Фавелы открыто контролировались преступными групировками, диктующими свои правила. Например, в Росинье еще в 2010 году местным жителям нельзя было выходить в определенные часы из дома, потому как в эти установленные часы группировки вели усиленную наркоторговлю. А в 2002 году, например, в одной из фавел был пойман журналист Тим Лопес, который вел расследование о наркоторговле. В нем кто-то из местных дилеров узнал журналиста, который прежде выпустил разоблачительный материал, приведший ко многим арестам. Его отвезли в один из районов фавелы, где на полуофициальном уровне не действовали законы страны. Над ним устроили суд местные банды, в результате чего его ждала мучительная казнь – его привязали к дереву, изрубили мечом, а потом устроили излюбленное местными бандами издевательство: полуживое тело поместили внутрь сложенных друг на друга автомобильных покрышек и подожглии… Про организованный криминал в Рио я расскажу чуть позже — тема организованной преступности одна из моих любимых.

Процесс восстановления контроля над фавелами называется «пасификация», и у полиции существуют специальные «пасифицирующие» отряды.  Уровень преступности в фавелах значительно упал, и начался процесс джентрификации – реконструкции и обновления этих районов, что в свою очередь в будущем приведет и уже приводит к новым социальным проблемам: наплыв туристов и новых жителей, открытие хостелов, баров, делают покупку и аренду недвижимости в этих районах более высокой, и ее коренным обитателям становится дороже жить в этом хрупком мире.

Конечно, преступность сохранилась, но она не так открыта, и она не так беспредельна. Если не искать проблем и не пытаться на ломаном португальском в 11 часов вечера узнать, где здесь продается кокаин, то проблем возникнуть не должно. По крайней мере так сказала наш гид. Мысли об этом будут появляться у меня и в остальные дни, и к фавелам я еще буду возвращаться.

***

А пока что мы гуляли. Гид водила нас по потайным местам недоступным для простых пешеходов, например на крышу школы, которую их тур спонсирует, или на задний балкон автосервиса, откуда открываются потрясающие панорамы.

Обзор фавелы Росинья

Панорама фавелы Росинья

Нас привели на задний балкон какого-то автосервиса для такого обзора, фавела Росинья

Нас привели на задний балкон какого-то автосервиса для такого обзора

А это уже вид с крыши школы в фавеле Росинья

У меня остались очень сильные впечатления после этого тура, потому что я узнал много нового, и мое старое представление полностью перевернулось. Мне захотелось провести больше времени в этом районе, погулять независимо от гида. Мы спросили ее, безопасно ли это, на что получили утвердительный ответ. Более того, гид порекомендовала нам посетить фавелу Видигал – ту самую, до края которой мы дошли днем ранее и развернулись испугавшись. С самого верха этой фавелы можно подняться на площадку на гору Моррос Доис Ирмаос, то есть «два брата», эти «братья» часто фигурируют на открытках города. Решено было туда подняться самостоятельно следующим днем.

Рай (или ад) электрика, фавела Росинья

Рай (или ад) электрика

Рай (или ад) электрика — такая проводка повсюду в фавелах.

Привет Стику из фавелы Росинья

Привет Стику

Котик кариока, фавела Росинья

Котик кариока

Улочка в фавеле Росинья

Улочка в фавеле. Душистая!

***

Вечером мы решили прибежать к помощи TripAdvisor’а, и решили посетить кафе под названием Estrelas Da Babilonia, откуда судя по фото открывается хороший вид, а само кафе входит в топ 100 мест Рио по отзывам посетителей (https://www.tripadvisor.co.uk/Restaurant_Review-g303506-d6802677-Reviews-Estrelas_Da_Babilonia-Rio_de_Janeiro_State_of_Rio_de_Janeiro.html). Туда мы решили добираться на такси, и каково было наше удивление, когда мы поняли, что это место находится на вершине другой фавелы. Таксист высадил нас не у того места — у хостела с одноименным названием, потому мы были вынуждены идти по проливному дождю по незнакомой фавеле в поисках этого самого хваленого места. С другой стороны, дальше он бы и не проехал, поскольку дорога вышел не позволяет двигаться машинам — только мотоциклам. Скажу, что было немного не по себе, особенно когда начало темнеть, а мы были до нитки мокрыми и поднимались по крутым узким улочкам и высоким ступенькам сами не зная куда.

Еще больше мы удивились, когда придя туда, мы обнаружили не привычное кафе или ресторан, а несколько столиков на открытой площадке и небольшой уголок c официанткой, похожий на ларек. Мы поначалу удивились, но сели. Быстро познакомились с парнем из Чили, который стоял и наслаждался видом.

Пейзаж из кафе Estrelas da Babilonia

Пригласили его за наш стол и провели с ним ужин.

Парня зовут Омар Диаз и он студент-режиссер в университете Буэнос-Айреса, а сам из Чили. Приехал в хостел со своей мамой на каникулы из Сантьяго на автобусе (!!!). Это несколько дней пути. На континенте нет почти железных дорог, потом здесь либо на самолете, либо более бюджетно – на автобусе. С другой стороны, проезд на автобусе обошелся им в 160 долларов на человек, что все-таки не так уж и мало, учитывая обилие бюджетных авиалиний на континенте.

Омар заинтересован в феномене новой волны рок музыки в Бразилии, Аргентина и Чили, о чем снимает сейчас документальный фильм.

Омар рассказал, что несколько дней назад здесь у кафе ходили ребята с оружием, и были слышны выстрелы. Но местные бандиты не трогают туристов — у них свои разборки.

Нас очень вкусно накормили, очень вкусно напоили кайпириньей и каипифрутой, и это было, пожалуй, действительно одно из самых лучших мест в Рио, где мы впоследствии побывали. Очень хорошая девушка из Колумбии внимательно обслуживала наш стол и очень добро улыбалась. Атмосфера и прилив адреналина была незабываемыми.

Адреналин не пропал и на пути назад, когда уже было совсем темно, и мы пешком спускались по этой фавеле в «цивилизацию». Но ничего страшного не случилось, и случиться не могло. На пути вниз мы даже спокойно сделали несколько фото рядом с местным графитти, а когда увидел ближе к низу фавелы «пасифицирующих» полицейских, то окончательно успокоились.

Фавела Морру-да-Бабилония

На пути назад в фавеле Морру-да-Бабилония

Но я твердо решил вернуться — очень хочется увидеть ребят с оружием.

Изображения из поста:

Один ответ на “Поездка в Рио: Фавела — 26 января 2017”